Стр. 37 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

37
Образование ума включает и усвоение человеком
нравственных законов.
«Какие тв
ё
рдые, непреложные законы Господь по-
ложил светилам небесным и нашей земле, вращаю-
щейся непрестанно и своим круговращением произ-
водящей смену дней и ночей, и врем
ё
н года. Ни на
одну линию не бывает отступления от данных Твор-
цом законов <…>. Такие же тв
ё
рдые законы даны
и нам, людям, в совести нашей и в Священном Пи-
сании. Исполняй их – и будешь вечно жить и ра-
доваться… »
116
. (Подробно о нравственных законах
см. «Духовные и нравственные основы образования
и воспитания» Т. 1., Гл. 1).
Развитие умственных способностей предполагает
и формирование идеалов, к которым бы стремился
человек (об идеалах см. материал о значении ума в
данном параграфе).
Для гармоничного развития умственных способно-
стей необходимо формировать целостное представле-
ние о мире и самом человеке (цельное нравственное
мировоззрение).
Как этого достичь? Святитель Феофан Затворник
пишет: «Нужно брать готовые Божественные истины
и напечатлевать их в умах детей и потом на них, как
на основаниях, строить все здание познания, или всю
совокупность наук. Какую твердость, какое муже-
ство приобретает ум, просвещенный таким образом!
Как прочна в нем вся
сумма познаний, проникнутая
единым духом и единым началом!
»
117
. Это же ус-
ловие способствует формированию способности ума
различать добро и зло, истину и ложь, без которой
полноценный научный поиск крайне затруднен.
116
Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Жизнь в недрах Церкви. М.,
2013. С. 40.
117
Феофан Затворник, святитель. Созерцания и размышления. Глава
«
Про-
грамма воспитания
»
. М., 2007. С. 109.