Стр. 35 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

35
вещах, кои потом не изгладятся надолго, если не
на всю жизнь
. Таким способом, в самом корне будет
подавлено мирское мудрование и пытливость злая,
ненасытимая.
Истина связывает ум тем, что насы-
щает его.
Мирское же мудрование
не насыщает
и
тем разжигает пытливость. Избавив от него, большое
благо доставят детям. И это еще прежде, чем они
возьмутся за книги»
110
.
Важным средством, помогающим формировать
правильные понятия является жизнь по нравствен-
ным нормам. Так, преподобный Исаак Сирин гово-
рит, что «понятия человека не могут быть истинны-
ми, если он не стремится к чистоте»
111
.
Чистым человеком называют того, кто не престу-
пает заповеди Божии, нравственные нормы
112
.
Поэтому «при образовании ума надо крепко за-
ботиться
о чистоте сердец учеников
и о
нерастлен-
ности тел
их; с телом и душа страшно растлевается
– и тогда любовь и почтение к ближнему угасают,
понятия искажаются»
113
.
Научить различать добро и зло невозможно без
постоянной работы с мыслями. «Совокупность всех
сложившихся понятий составляет
образ мыслей
человека
»
114
, который он обнаруживает в своих сло-
вах и поступках.
Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет, как
110
Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. М., 2008. С. 69
70.
111
Творения иже во святых отца нашего Исаака Сирина, подвижника и
отшельника, бывшего епископом града Ниневии. Слова подвижнические.
Сергиев Посад, 1893. С. 186.
112
Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа
Кесарии Каппадокийской. Ч. 2. ТСЛ, 1901. С. 300.
113
Учащим и учащимся. Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадт-
ского. М., 2013. С. 32.
114
Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на неё
настроиться. М., 2009. С. 23.