Стр. 34 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

34
дям избавиться от заблуждений и омрачений. «Лю-
дие, ходящии во тьме, видеша свет вещей» (Ис. 9,
2). «Христос преподал людям совершеннейший за-
кон веры и нравственности, <.…> изложил людям
истинное учение о нравственности, показал образец
нравственного совершенства»
109
, а следовательно дал
верное понятие о Боге, окружающем мире и самом
человеке.
Святитель Феофан Затворник дает конкретные
указания, как, образовывая ум, формировать пра-
вильные здравые понятия: «Начать
образование ума
нужно вместе со словом. Главное, что должно иметь
ввиду, это
здравые понятия и суждения по нача-
лам христианским
о всем встречающемся или под-
лежащим вниманию ребенка: что добро и зло, что
хорошо и худо. Это сделать очень легко посредством
обыкновенных разговоров и вопросов. Родители
сами говорят между собою: дети прислушиваются и
почти всегда усвояют себе не только мысли, но даже
обороты их речи и манеры. Пусть же родители, ког-
да говорят, называют вещи всегда собственными их
именами. Например:
что значит настоящая жизнь,
чем она кончится
, от кого все получается,
что та-
кое удовольствия, какое достоинство имеют те или
другие обычаи
и прочее. Пусть говорят с детьми и
толкуют им или прямо, или, всего лучше, посред-
ством рассказов:
хорошо ли, например, наряжать-
ся; счастье ли это, когда получишь похвалу
, и про-
чее. Или пусть
спрашивают детей, как они думают
о том и другом, и поправляют их ошибки
. В не-
продолжительном времени этим
простым средством
можно передать здравые начала для суждений о
109
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 1995. С. 188–189.