Стр. 32 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

32
и даровал ему сына, который сидел бы на престоле
его, как это и есть ныне. И ныне, Господи Боже мой,
Ты поставил раба Твоего царем, вместо Давида, отца
моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода,
ни входа. <…>. Даруй же рабу Твоему <…>
разли-
чать, что добро и что зло”
» (3 Цар. 3, 6-9).
О важности различения добра и зла пророк Исаия
говорит: «Горе тем, кто называет зло добром и добро
злом, тьму считает светом, а свет – тьмой, горькое на-
зывают сладким, а сладкое – горьким!» (Ис. 5, 20).
Для формирования способности ума различать до-
бро и зло прежде человеку необходимо дать здравые
понятия обо всем существующем. [Вообще мысли-
тельная деятельность проявляется в трех видах мыш-
ления: понятия, суждения, умозаключения
99
.
Святитель Феофан Затворник учит: «
Что значит
образовать ум?
Значит дать
здравые понятия
обо
всем существующем. Понятия о Боге, об окружаю-
щем мире, о самом человеке и его назначении на этой
земле… Совокупность таких познаний и
составля-
ет мудрость
, которую всегда так деятельно искал и
ищет человек. И кто знает все это истинно, тот спра-
ведливо именуется
образованным
, просвещенным
как видящий все в ясном свете»
100
.
Не случайно в Манифесте императора Александра
Второго общая цель образования определена как:
– «наиболее полное развитие духовных сил уче-
ника;
– правильное образование его понятий;
99
Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры.
Кн. 2. Гл. 20. С. 104; Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека.
Ч. 1. Гл. 24. М., 1861. С. 173–174; Максим Исповедник, преподобный. К Фалас-
сию. Сот. 2. Гл. 5. Христианские чтения. 1835. 1. С. 15.
100
Феофан Затворник, святитель. Созерцание и Размышление (Записи и
мгновенные откровения святого затворника Феофана). М., 2007. С. 109.