Стр. 29 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

29
ума
. Ум, очищенный и просвещ
ё
нный, все внешнее
и внутреннее понимает и может
судить
»
94
. Святитель
Василий Великий говорит, что
«образованный ум
есть распознание того, что должно делать и чего
нельзя»
95
.
Таким образом, развитие способностей ума пер-
вично по отношению к обучению наукам, обогаще-
нию новыми познаниями
96
.
Однако оба эти процесса тесно связаны, взаимо-
обусловлены, часто протекают одновременно. Для
облегчения выявления сущности образования ума
укажем основные блоки этих двух составляющих об-
разования (см. схему на с. 30).
Развитие умственных способностей заключается в
непосредственном совершенствовании таких сил ума
,как: наблюдение, воображение, внимание, память,
рассудок и разум. Подобное разграничение необхо-
димо для того, чтобы познакомить педагога с прин-
ципиальными основами устроения ума человека, по-
скольку
имея
разное назначение
, разное действие,
разные силы души и развиваются по-разному
.
По учению святителя Феофана Затворника, позна-
вательные силы, «которые занимаются познанием ве-
щей или указанием человеку истины», можно распо-
ложить
на тр
ё
х ступенях
, в зависимости от важности
и сложности их функций: «Между этими силами на
низшей ступени
стоит наблюдение с воображением
и памятью, которыми собираются материалы; затем
94
Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского. М., 2008.
С. 544.
95
Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа
Кесарии Каппадокийской. Беседа 12. Ч. 4. М., 1846. С. 203.
96
Евсевий (Орлинский), архиепископ. О воспитании детей в духе христи
анского благочестия. СПб,
1877. С. 113.