Стр. 28 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

28
высшему совершенству
»
89
и «развитие всех духов-
ных сил является целью его жизни»
90
.
Приоритет
первой составляющей
, по мысли вы-
дающегося педагога архиепископа Евсевия (Ор-
линского), можно подтвердить тем, что если об-
учение наукам в ч
ё
м-либо было недостаточным, то
впоследствии это можно восполнить (даже в 30-40
лет и позже человек может пополнить свои науч-
ные знания). Так, например, известный баснописец
И. А. Крылов в 50-летнем возрасте без учителя из-
учил в совершенстве греческий и английский язы-
ки.
91
. Но если человек не имеет верных понятий об
окружающем мире и самом себе, не научился мыс-
лить, делать нравственный выбор, различать ложь и
истину, принимать оптимальные решения в сложных
жизненных ситуациях, то сколько бы познаний о
внешнем мире он не имел, вряд ли его можно назвать
действительно умным, образованным человеком
92
.
Если с детства у человека не развивали умствен-
ные способности, например, память, то в дальнейшей
жизни эта способность плохо развивается.
93
.
Святитель Димитрий Ростовский пишет:
«Ум пер-
вее, нежели внешнее учение и письменное слово
.
Ибо не от письменного слова и не от внешнего уче-
ния явился и возрос ум, но от ума все это родилось
и возросло. Бог естественно каждому даровал ум,
внешнее же учение ум от людей получает, поэтому
более всего мы должны иметь заботу об очищении
89
Ecclesi hierar (Церковная иерархия). III. 7. сов. С. 436.
90
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его уче-
ние о спасении. М., 1995. С. 169.
91
Крылов И. А. Басни. Предисловие. М., 1902. С. 10.
92
Евсевий (Орлинский), архиепископ. О воспитании детей в духе христи-
анского благочестия. СПб, 1877. С. 112.
93
Там же.