Стр. 27 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

27
и
чувство истины и нравственного добра
. Отсюда
очевидно, что ошибаются утверждающие, будто об-
разование ума надо откладывать до лет духовной
зрелости.
Можно ли человеку достигнуть духовной зрело-
сти, если чувство истины и долга в нем заранее не
возбуждено, не раскрыто постепенно и оставлено
без попечения?
Без
раннего
образования
ума
не-
возможно истинное образование и прочих способ-
ностей
, потому что ум возвышает человека над жи-
вотным и делает его просвещенным. Все ошибочные
мнения в этом случае происходят от неправильного
взгляда на существо ума или от того, что его обра-
зование, о котором должна рассуждать педагогика,
смешивают с обучением наукам»
86
.
«Только того мы считаем истинно умным челове-
ком, кто свои знания правильно употребляет для до-
стижения главного своего назначения. Всегда вни-
мать гласу Бога и всегда верно следовать ему есть
знак высшего образования ума.
Истинно умный человек есть только тот, кто в
жизни непритворно показывает себя истинно благо-
честивым и добродетельным»
87
.
В целом образование ума можно условно разде-
лить на две составляющие
88
:
1) совершенствование, развитие умственных спо-
собностей,
2) обогащение новыми познаниями.
Особую важность первой составляющей под-
тверждает то, что человек создан
«способным к
86
Евсевий (Орлинский), архиепископ. О воспитании детей в духе христи-
анского благочестия. СПб., 1877. С. 140.
87
Там же. С. 141.
88 Православная христианская педагогика, София, 2006. с. 138; Евсевий
(Орлинский), архиепископ. О воспитании детей в духе христианского благо-
честия. СПб., 1877. С. 132.