Стр. 26 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

26
без нравственного делания не может иметь истин-
ного знания
»
84
.
Педагогам и родителям необходимо учитывать,
что в ребенке ум пробуждается рано. «Как только
ребенок начинает судить об истинном, прекрасном и
нравственно добром, – это знак, что ему уже откры-
вается высший, нравственный мир. Хотя душа еще
не понимает ясно высоких нравственных идей, но
живой росток умственной деятельности уже пришел
в движение и с нетерпением ждет нужного пособия
для своего дальнейшего раскрытия. Это пособие со-
стоит в постоянном возбуждении, упражнении и на-
правлении деятельности ума. Здесь воспитаннику
необходимо:
а) по мере приобретенной им силы ума при вся-
ком случае давать предметы для размышления об
истине, справедливости и несправедливости;
б) занятия направлять так, чтобы детского ума не
расстраивали ни предрассудки, ни худые наклонно-
сти и чтобы он с радостью принимал нравственные
истины»
85
.
«Ум, с самого пробуждения своего, должен мало-
помалу укрепляться, получая понятия о предметах
внешнего и внутреннего мира, о предметах мира фи-
зического и нравственного, о том, что прежде было,
и о том, что каждый день происходит вне нас и в
нас самих.
Как чувство красоты первоначально раскрывает-
ся не посредством науки о красоте (эстетики), но
посредством правильного рассмотрения тех предме-
тов, которые своей красотой хотя бы слабо отра-
жают Первообраз красоты, так точно раскрывается
84
Евсевий (Орлинский), архиепископ. О воспитании детей в духе христи-
анского благочестия. СПб., 1877. С. 125.
85
Там же. С. 139.