Стр. 25 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

25
Святой праведный Иоанн Кронштадтский подчер-
кивает: «Можно быть ученым, весьма много знать,
как говорится, поглотить науку, и – в то же время
– быть негодным человеком,
вредным членом
для
общества; не ученые ли, например, были француз-
ские коммунисты, олицетворившие в себе адских фу-
рий?… Горе нам, если бы из наших учебных заведений
стали выходить многознающие люди, но с ложными
взглядами и понятиями о важнейших нравственных
предметах. "Qui proficit in litteris sed deficit in vita,
plus deficit, quam proficit” (
Кто богатеет в науках и
скудеет в нравственности, тот больше скудеет, чем
богатеет
) (лат.)»
79
.
Блаженный Августин учит, что «только нравствен-
ная жизнь ведет в храм мудрости, а не наоборот»
80
.
Педагогам и родителям следует знать, что наруше-
ние нравственных норм мешает усваивать необходи-
мые знания. «Грех сильно замедляет образование и
просвещение человека»
81
. «Порочная жизнь отнимает
способность учить и учиться»
82
.
Таким образом,
истинное образование ума невоз-
можно без образования нравственного
83
.
«…Как земля не приносит пользы земледельцу,
если он не засеивает и не возделывает ее, так и
ум
79
Иоанн Кронштадтский, святой праведный.
Полное собрание сочине-
ний.
Т. 3.
СПб., 1892.
С. 289
292.
80
Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения.
М., 2005. С. 341.; «Человек видит истину по силе жития» (святой Исаак Си-
рин).
81
Учащим и учащимся. Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадт-
ского. М., 2013. С. 31.
82
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию.
М., 2007. С. 203.
83
Творения преподобного и богоносного отца нашего, священномученика
Петра Дамаскина. Кн. 2. М., 1874. С. 70.