Стр. 24 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

24
Однако одно лишь обучение наукам не образует
ум человека.
«Людей обычно называют умными, неправильно
употребляя это слово.
Не те умны, кто изучили мно-
жество наук, но те, у которых ум может рассудить,
что добро и что зло;
и злого и душевредного убега-
ют, а о добром и душеполезном радеют. Эти поисти-
не должны называться умными людьми»
75
, – говорит
преподобный Антоний Великий.
Более того, выдающиеся просветители указыва-
ют, что при отсутствии духовного и нравственно-
го образования обучение наукам может быть даже
вредно.
Министр народного просвещения России (1824 –
1828) А.С. Шишков считал: «
Одно обучение наукам
не есть образование и даже вредно без возделыва-
ния нравственности»
76
.
Святитель Тихон Задонский учит: «Когда ум от
книги только будешь острить, а волю не будешь ис-
правлять, то от чтения книги злейший будешь, чем
прежде был; поскольку злейшие бывают ученые и
разумные дураки, нежели простые невежи»
77
.
Святитель Филарет Московский указывает: «Если
мы умножаем и разнообразим познания о веществен-
ном, не помышляя о духовном, то хотя бы позна-
ния наши в науках казались обширными, как море,
а исследования наши глубокими, как бездна, мы
не
получим мудрости и истинного познания вещей
»
78
.
75
Антоний Великий, преподобный. Наставления о доброй нравствен-
ности и святой жизни. Добротолюбие. Т. 1. М., 1883. С. 54.
76
Шишков А. С. Рассуждение о любви к Отечеству. Собрание сочинений и
переводов: В 17 т. Т. 4. СПб., 1825. С. 124.
77
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя
Тихона Задонского. М., 2009. С. 24.
78
Филарет, митрополит Московский, святитель. Творения. Слова и речи.
В 5 томах. Т. 5. М., 2003. С. 252.