Стр. 23 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

23
общение с Богом, стал слеп, помрачился и уже не
способен различать добра от зла»
69
.
«Блаженный Августин говорит, что ум Адама по
своей силе и быстроте был настолько выше величай-
ших из известных человеческих умов, насколько по-
лет птицы быстрее движения черепахи. По мысли
святого отца, даже и это сравнение является слабым
и недостаточным»
70
.
Следовательно, ум человека нуждается в изме-
нении и совершенствовании, в образовании лучших
способностей, в наибольшем, насколько это возмож-
но, приближении их к тем свойствам и способностям,
которые у него были изначально
71
.
Часто встречается ложное мнение, при котором об-
разование ума сводят только к обучению наукам.
Обучение наукам полезно, они помогают челове-
ку обустроить земную жизнь
72
. Как пишет святитель
Филарет Московский: «Исследование природы име-
ет свою пользу, когда открывает ее законы, и через
то разрушает предрассудки, господствующие над не
знающими сих законов; когда открывает в ней силы
и средства, удовлетворяющие потребностям жизни
человеческой»
73
,
«Познание светских наук, – по мысли святите-
ля Григория Богослова, – нужно, чтобы ум при-
учить к здравой, отчетливой и последовательной
мыслительности»
74
.
69
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 1995. С. 172.
70
Скурат К. Е. Воспоминания и труды по патрологии (I-V века). Яхрома,
2006, с.500
71
Педагогика древних отцов и учителей Церкви.. Киев., 1897ю с. 131.
72
Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских отцов. М., 2008.
С. 471; Учащим и учащимся. Из трудов святого праведного Иоанна Крон-
штадтского. М., 2013. С. 22.
73
Филарет Московский, святитель. Творения. Слова и речи. В 5 томах. Т. 5.
М., 2003. С. 252.
74
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию.
М., 2007. С. 212.