Стр. 22 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

22
По учению святых отцов, «ум первозданных лю-
дей был проницателен, чист и способен к быстрому
восприятию всех истин»
64
. Ум человека легко прони-
кал в сущность всех вещей и явлений. Об этом сви-
детельствует способность Адама давать имена всему
существующему (Быт. 2, 20). «Наречение имен по-
казывает в Адаме глубокий ум, который быстро про-
никал в сущность и свойства всех тварей»
65
. «Этим
самым первый человек как бы изучал все живое до
него существующее»
66
.
Адаму «была дана власть нарекать [давать имена,
названия] всему; одно он нарек небом, другое солн-
цем; одно луной, другое землей; одно птицей, другое
зверем или деревом»
67
. «Человек, по действию Свя-
того Духа,
проникал в свойства всего окружающе-
го
и давал имена»
68
.
Однако после грехопадения, когда люди познали
грех, эта способность ума была практически утра-
чена. И теперь требуются большие умственные уси-
лия, чтобы постичь, «что есть что», причем далеко
не всегда ум человека получает истинное познание о
предмете или явлении. Поскольку в результате гре-
хопадения «извратились все познавательные силы и
способности, утратилась ясность и проницательность
ума. В душе появился другой закон, противоборству-
ющий закону ума. Ум человека, ранее входивший в
64
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 1995. С. 170.
65
Скурат К. Е. Воспоминания и труды по патрологии (I-V века). Яхрома,
2006, с.500
66
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 1995. С. 170.
67
Макарий Великий, преподобный. Духовные беседы. Беседа 12. М., 2013.
С. 153.
68
Игнатий Брянчанинов, святитель. Полное собрание сочинений. Т. 1. М.,
2007. С. 558.