Стр. 205 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

205
чаще всего из находящейся пред глазами слушателей
природы, отличаются все Его речи. В Его устах ис-
тины, самые глубокие и возвышенные, разъясненные
на общепонятных примерах из природы или обыден-
ной жизни, становятся вполне доступными и понят-
ными даже не развитому научно сознанию простого
народа… Очень часто Свои речи Господь облекает в
приточные формы. Таким образом, приточная форма
речи, с одной стороны, служила покровом, прикры-
вавшим слабое человеческое сознание от облистания
светом Божественного учения, а с другой — она слу-
жила и проводником этого света в сознании и сердце
слушателя, поскольку то был свет спасительный и
потому необходимый каждому человеку»
639
.
10.Образы речевого поведения, приведенные в жи-
тиях святых
Отец Иоанн в своих трудах дает некоторые при-
меры речевого поведения святых. Особенно вырази-
тельно они проявились в пастырской деятельности
старцев. По мысли отца Иоанна (Маслова), «непод-
ражаемо было искусство схиархимандрита Моисея
(Путилова), настоятеля Оптиной пустыни,
говорить
с каждым в его тоне
: с простыми — попросту, с об-
разованными — на их языке, а со средними — со-
образно с их понятиями и их образом речи. Он хо-
рошо понимал потребности каждого, зато и его вни-
мание ценили все, и все его любили. На всякого он
умел действовать и всякого направлять к полезному,
смотря по его свойствам, привычкам и душевному
настроению»
640
.
Своеобразная черта речи Оптинского старца Лео-
639
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию.
М., 2001. С. 106–107.
640
Там же. С. 283.