Стр. 204 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

204
воспитать стремление овладеть в совершенстве краси-
вой, правильной речью, воспитать свои чувства так:
чтобы все слова произносить правильно и не произ-
носить недобрых слов.
Необходимо всегда требовать от учеников говорить
ясно, не допускать в речи ни одного неправильного
звука. При неясном произношении, необходимо по-
вторять слова так много раз, сколько необходимо для
того, что бы сделать чистым всякий звук. Никоим об-
разом не допускать произношения звуков неясно, не-
внятно. Особенно необходимо требовать упражнять-
ся в сложных и трудновыговариваемых словах»
638
.
Если ученики приучатся говорить понятно, то на-
учаться соединять интонации с психологическим со-
держанием, с мыслями, чувствами, переживаниями,
которые выражаются через речь. Ученикам необхо-
димо учиться говорить не механически, а естествен-
но, с переживанием того, о чем говорят. Так они при-
выкнут говорить не только правильно, но и вырази-
тельно.
Задача учителя — научить ученика контролиро-
вать себя так, чтобы каждое слово имело смысл, не
было пустой фразой. Для этого необходимо помнить
совет: содержательные мысли — через выразитель-
ную и ясную речь!
9. Идеальный образец речи
Говоря о слове, схиархимандрит Иоанн обращает
особое внимание на образец совершеннейший — на
речь Самого Спасителя: «Читая речи Иисуса Хри-
ста, нельзя не поражаться, какой замечательной до-
ступностью для всякого ума, какой неподражаемой
теплотой, сердечностью и искренностью, какою есте-
ственностью и простотой образов, заимствованных
638
Православна християнска педагогика. София, 2006. С. 175..