Стр. 199 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

199
страну далече»
616
. «Страх Божий, как верный страж,
хранит от всякого зла…
Страх Божий остерегает,
исправляет нас и отвращает от зла
»
617
. Это общее
положение, которое важно для педагога в его дея-
тельности. В русской педагогике с раннего детства
специально воспитывали страх Божий.
— «пост… делает человека умеренным, трезвым,
молчаливым и целомудренным. Разум истинно по-
стящегося христианина, подчас незаметно для него
самого, становится светлым, способным судить о
предметах духовных. Такой человек отчетливо слы-
шит голос своей совести, который постоянно ограж-
дает и удерживает его от нарушений закона Божия,
управляет его поведением»
618
.
7. Некоторые правила владения словом
— Прежде всего необходимо рассуждать, а только
потом говорить;
— Отец Иоанн (Маслов) приводит по этому по-
воду слова святителя Филарета Московского: «Ни в
коем случае не расточай безрассудно слова… давай
себе размыслить, во благо ли тебе и другому будет
слово, которое ты рождаешь в мир и которое, как бы
ни казалось малым и ничтожным, будет жить до по-
следнего Суда и предстанет на нем во свидетельство
или о тебе или против тебя»
619
;
— Схиархимандрит Иоанн (Маслов) советует бе-
речься споров и ссор, чтобы не согрешить языком
620
;
616
Там же. С. 112.
617
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 1995. С. 271.
618
Там же. С. 290.
619
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные письма и проповеди. М.,
2004. С. 162.
620
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя
Тихона Задонского. М., 2003. С. 170.