Стр. 198 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

198
крыть свое злодеяние ложным благочестием, и, по-
добно Иуде, предавшему Христа, предает неповин-
ных на уничижение и поругание»
613
.
Работая над умом и сердцем ребенка, педагог дол-
жен показывать ему, как тот или иной порок влияет
на самого человека, на ближних, на общество. Так,
говоря о клеветниках, следует раскрыть мысль свя-
тителя Тихона Задонского о том, что клеветник вре-
дит:
— тому человеку, о ком говорит,
— вредит себе,
— вредит тому, кому говорит
614
Значит, от одного клеветника многие души зара-
жаются и погибают. Сам же клеветник будет стра-
дать от помрачения ума. Это — очень тяжелое след-
ствие греха.
6. Методы искоренения словесных грехов
Кратко укажем методы, предложенные в трудах
отца Иоанна:
— «язык укротить без помощи Божией невозмож-
но», поэтому следует как можно чаще обращаться
к Богу с молитвой, чтобы Он «положил хранение
устам нашим»
615
.
— страх Божий удерживает человека от многих
пороков. «Очень было бы хорошо обуздать страхом
Божиим наши телесные, греховные чувства, особен-
но глаза, уши и язык — двери греха, уводящие свои
жертвы, подобно блудному Евангельскому сыну, «на
613
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 1995. С. 325.
614
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя
Тихона Задонского. М., 2003. С. 423.
615
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные письма и проповеди. М.,
2004. С. 164.