Стр. 193 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

193
Лесть
Отец Иоанн (Маслов) называет льстивые слова
отравляющими душу человека, приводя пример Ка-
ина и Авеля: «Слова льстивого человека бывают по-
добными меду, но дела его по отношению к ближним
суть яд, отравляющий не только тело, но и душу.
Примером тому, по словам святителя Тихона, слу-
жит Каин, который льстиво говорил Авелю одно, а
на деле сделал другое. Мерзость лукавства особен-
но проявилась в алчном Иуде, предавшем льстивы-
ми словами и лобзанием Спасителя мира на смерть».
Святитель Тихон Задонский льстивого человека срав-
нивает с Иудой, который «на языке мед, а в сердце
желчь носит»
595
.
Лесть бер
ё
т сво
ё
начало «от плотского рождения и
плотского мудрования»
596
.
Ложь
В «Симфонии…» отца Иоанна (Маслова), состав-
ленной по творениям святителя Тихона Задонского,
мы находим немало слов о разрушительной сущно-
сти греха лжи. Страшен грех лжи, потому что «ложь
и лесть суть пороки, от диавола происходящие»
597
.
«Таких людей называют обыкновенно двоедушны-
ми; потому, что как бы две души имеют, то есть,
внутреннюю и внешнюю: внешнею душою с людьми
обходятся и людей обманывают, а внутреннюю себе
берегут. Сего рода люди обходятся с ближними ла-
сково, гладко, тихо, но лестно, и коварно, чтобы в
сердца их, по подобию вора, вкрасться могли
598
.
Однако многие мы подпадаем под этот грех, даже
Тихона Задонского. М., 1995. С. 451.
595
Там же. С. 130.
596
Там же. С. 157.
597
Там же. С. 142.
598
Там же.