Стр. 191 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

191
Что же должен иметь в виду педагог, для которого
слово — главный инструмент его деятельности? Мно-
гословие, которое часто «загораживает» собою суть,
незаметно уводит от истины. Многословием страда-
ют не только люди, но и книги, ими написанные, в
первую очередь учебная литература. От умения точ-
но и кратко выразить суть явления, события, дока-
зательства зависит эффективность образовательного
процесса и качество знаний, которые преподаются
обучающими педагогами, а также учебной литерату-
рой. Здесь мы видим для педагогических работников
широкое поле деятельности: не только уметь само-
му правильно пользоваться словом и речью, избегая
многословия и празднословия, но и научить этому
наших воспитанников.
Осуждение
Слово человека служит средством выражения тяж-
кой страсти — осуждения. «Свое начало она берет
не от одной страсти, а из нескольких: гордости, за-
висти, злобы»
587
.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) наставляет: «Мы
часто даже не замечаем, как осуждаем наших ближ-
них, и даже смеемся над их недостатками. Господь
дал нам ясную заповедь: «Не судите». Но мы само-
вольно и дерзко предвосхищаем у Небесного Судии
право судить людей, и Господь часто наказывает нас
за этот грех»
588
.
Отец Иоанн (Маслов) говорил духовным чадам,
что больше всего страдают на мытарствах за осужде-
ние. Почему? Старец отвечает на этот вопрос. «Че-
ловек, осуждая ближнего, совершает всегда больший
587
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 1995. С. 326.
588
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные письма и проповеди. М.,
2004. С. 163.