Стр. 19 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

19
Богу
, единому благому,
единому желанному, еди-
ному дающему наслаждение, не смешанное ни с
какой печалью. Когда же ум расслабеет, тогда ду-
шевная сила
истинной любви отклоняется от этого
истинного достойного предмета стремлений и
расто-
чается на всевозможные стремления услаждения
:
то расточается на вожделение не необходимых яств,
то на вожделение нескромных тел, то
на вожделение
неполезных вещей,
а иногда на вожделение тщетной
и неславной славы. И таким образом
несчастный че-
ловек разменивается на мелочь
и, связанный мыс-
лями о подобного рода вещах, и самое солнце, и воз-
дух – общее богатство для всех – без удовольствия
вдыхает и созерцает.
“Духовный судит о всем, а о нем судить никто
не может”
(1 Кор. 2, 15), – сказал апостол»
54
.
10. Ум позволяет формировать идеалы.
Образование ума включает создание в душе
обра-
зов того духовного совершенства
, к которым стре-
мится человек в жизни, то есть
идеалов
. «Идеалы
дают основание для реальной жизни и в то же время
указывают те цели
, которые человек стремится до-
стигнуть в своем будущем духовном развитии, поэто-
му они должны быть признаны
необходимым усло-
вием истинного образования
. Идеалы не являются в
человеке готовыми, а вырабатываются постепенно, в
продолжении всей жизни человека»
55
.
«Но какого бы совершенства ни достигал дух че-
ловеческий, историческая жизнь человечества не
выработала такого идеала, который был бы совер-
шенным, по причине ограниченности человеческой
54
Григорий Палама, святитель. Беседы (омилии) святителя Григория Па-
ламы. Т. 1. М., 1994. С. 36.
55
Основные начала духовно-нравственного воспитания. Харьков, 1913.
С. 13.