Стр. 187 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

187
«Слово — воплощенная мысль»
569
.
«Наши слова, — пишет святитель Амвросий Ме-
диоланский, — зеркало, видимое обнаружение наше-
го ума»
570
.
«Слово есть слуга ума. Что хочет ум, то и слово
выражает» (преподобный Антоний Великий).
С другой стороны: «Двигатель языка — сердце».
«Слова открывают содержимое сердца: что в серд-
це человека имеется, добро или зло, во вне чрез сло-
во проявляется»
571
(святитель Тихон Задонский).
От воли же человека зависит говорить или про-
молчать, удерживаться от слов или же не сдержать
язык.
Таким образом, слово — индикатор нравственного
состояния человека (ума, воли, сердца).
4. О великой силе слова отец Иоанн пишет:
«Не словом ли угодники Божии совершали чудеса
с помощью благодати Божией? Не словом ли они по-
велевали природе, укрощали бури, исцеляли болез-
ни, воскрешали мертвых?»
572
.
5. Далее он раскрывает действенность слова в ее
различных аспектах:
— «Слово… вышедшее из уст человека, уже не
возвращается к нему. Оно идет по умам, по устам
многих людей и производит неисчислимое множе-
ство… мыслей, чувств и поступков»
573
.
569
Порфирий (Левашов), иеромонах. О бессмертии. Журнал «Странник».
1867. С. 24.
570
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию.
М., 2001. С. 192.
571
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя
Тихона Задонского. М., 1995. С. 836.
572 Там же. С. 161
573
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные письма и проповеди. М.,