Стр. 185 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

185
но не будем позволять этим помыслам переходить
в слова, чтобы, сдавленные внизу, они ослабели и
погибли. Ибо, как тот, кто ввергнул в яму различ-
ных свирепых зверей, если вверху закроет эту яму,
то легко задушит их, а если оставит хотя бы малый
выход и возможность дышать, то даст им большое
послабление и не только не задушит их, но сделает
еще более свирепыми; так бывает и с порочными по-
мыслами, когда они зарождаются внутри. Если мы
преграждаем им выход наружу, то скоро уничтожа-
ем их; а если выпускаем их посредством слов, давая
им перевести дыхание посредством языка, то делаем
более сильными и от занятия постыдными словами
скоро впадаем в бездну непристойных дел»
563
.
Выражая то или другое состояние души, выска-
занное слово и слушателей поставляет в подобное
состояние. Так, «всякое постыдное слово, всякая
соблазнительная песнь расслабляет сердце и раст-
левает самую душу»
564
. «Ибо слово обыкновенно и
портит душу, и исцеляет ее; слово и возбуждает в
ней гнев, и оно же опять укрощает ее; слово срам-
ное возжигает похоть, а слово благонравное внушает
целомудрие»
565
.
Большое внимание слову и его значению в сво-
их многочисленных трудах уделяет схиархимандрит
Иоанн (Маслов), что позволяет представить учение
о слове в определ
ё
нной системе.
1. Прежде всего, схиархимандрит Иоанн (Мас-
лов) дает определение:
563
Иоанн Златоуст, святитель. Беседа 2-я. О пророчествах Ветхого Завета.
Беседы на разные места Священного Писания. Т. 2. СПб., 1862. С. 51, 52.
564
Иоанн Златоуст, святитель. На послание к Фессалоникийцам. Беседа 11.
СПб., 1859. С. 185.
565
Иоанн Златоуст, святитель. На Евангелие от Матфея. Беседа 2. Ч. 1. М.,
1846. С. 37.