Стр. 184 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

184
лосом, это все равно, потому что
следы, по которым
составляются
сии
знаки
, не принадлежат ни римля-
нам, ни грекам, ни евреям, ни какому-либо другому
народу, но
образуются точно так жe в уме, как вы-
ражение душевных движений на лице нашем
. Гнев,
например, иначе называется на латинском, иначе на
греческом, иначе на другом каком-либо языке; но
вид человека разгневанного не принадлежит исклю-
чительно ни римлянам, ни грекам. Поэтому не все
понимают, когда кто скажет «я разгневан», но толь-
ко разумеющий язык сей; а когда смотрят на раз-
гневанного, то все видят, что он разгневан. Но
не
так удобно вывести наружу
и как бы напечатлеть
на чувстве слушающих, посредством слова, те следы,
какие мысль оставляет в уме нашем, как открыт и
понятен для всякого бывает взор; потому что те на-
ходятся внутри — в душе, а сей снаружи — на лице.
Отсюда должно заключить, сколь
отлично наше сло-
во от мысли, когда оно не выражает
и того впечат-
ления, какое мысль оставляет в памяти»
561
.
Но, во всяком случае, «ум, пребывая в целом че-
ловеке, дает о себе знать частью тела, то есть язы-
ком, и никто не скажет, чтобы сим умалялась сущ-
ность ума»
562
.
Хотя мысль иногда не может выразиться в слове,
однако эта же мысль ослабевает, когда не высказыва-
ется в слове. «Ты имеешь дурные помыслы? — спра-
шивает святитель Иоанн Златоуст. —
Не выноси их
посредством слова; пусть они лежат внизу, и скоро
заглохнут.
Мы — люди, часто питающие в себе мно-
го порочных, непристойных и постыдных помыслов;
561
Аврелий Августин, блаженный. О том, как оглашать людей необразо-
ванных. Христианские чтения. М., 1844. III. С. 5–7.
562
Афанасий Великий Александрийский, святитель. 2 слово о воплощении
Бога Слова. Ч. 1. М., 1851. С. 141.