Стр. 182 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

182
слова сии. Течение воды показывает, где ее источ-
ник, а свойством слова изображается породившее его
сердце»
557
. Подобное замечание встречаем в письме
его, к одному философу. «
Слова
действительно
суть
изображения души
. Потому и я узнал тебя из письма,
сколько, как говорится,
льва узнают по когтям
»
558
.
В самом деле, «язык проповедует, что любит сердце;
и к чему прилеплено сердце, о том твердит язык;
устами обличаются тайны сердца нашего... Если хо-
чешь узнать сердечные помышления, обрати внима-
ние на уста; от них узнаешь, о чем заботится и ста-
рается сердце, о земном или о небесном, о духовном
или о плотском, об удовольствии или о воздержании,
о многостяжательности или нестяжательности, о сми-
ренномудрии или высокоумии, о любви или о нена-
висти. Из сокровищ сердца уста предлагают снеди
приходящим; и то, чем занят язык, показывает, что
любит сердце — Христа или что-либо из настояще-
го века. И невидимая душа по телесным действиям
делается видимою, какова она — добра или зла»
559
.
«Естественно, — говорит святитель Иоанн Зла-
тоуст, чтобы слова изливались в наружность чрез
уста, когда внутренность переполнена злом; так что,
слыша человека, произносящего худые слова, ты мо-
жешь угадывать, что еще не столько лежит зла вну-
три его, сколько показывается в словах, а гораздо
больше скрывается оного в самом источнике; пото-
му что выражаемое наружно есть только избыток
внутреннего... Обыкновенно так бывает, что язык,
557
Василий Великий, святитель. Письма... к Пеонию. Творения святых От-
цов. Т. 10. М., 1870. С. 290.
558
Василий Великий, святитель. Письма... к Максиму Философу. Творения
святых Отцов. М., 1870. Т. 10. С. 44.
559
Ефрем Сирин, преподобный. Слово подвижническое. Творения святых
отцов. Т. 12. М., 1872. C. 77, 78.