Стр. 181 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

181
и отдельное от прочего место; и мысль пребывает и
движется в сердце, а слово — на языке и в устах; од-
нако они неразлучны, и ни на одну минуту не бывают
лишены друг друга. Ни мысль не бывает без слов, ни
слова — без мысли; но мысль творит слово, являясь в
нем, и слово обнаруживает мысль, в ней получив бы-
тие. И мысль есть как бы внутри сокровенное слово;
а слово — исторгающаяся мысль. Мысль исходит в
слово, а слово заключает мысль в умах слушателей; и
таким образом мысль чрез слово водружается в душах
слушающих, входя вместе со словом. И мысль... есть
как бы отец слову, а слово — как бы сын мысли; пре-
жде мысли оно невозможно, и не со вне откуда—либо
произошло вместе с мыслию, но из не
ё
произникло»
553
.
Впрочем, все силы души, все свойства е
ё
выража-
ются в слове.
Слово... впечатляет более всякой картины,оно
способно лучше всякого воска
запечатлеть в себе все
виды свойств души»
554
.
«В письме твоем, — отвечал святитель Василий
Великий некоему Комиту, — в письме твоем я уви-
дел душу твою. Ибо действительно ни один живопи-
сец не может в такой точности схватить телесные чер-
ты, в какой
слово способно изображать душевныя
тайны
»
555
. «Я мог, — отвечал святитель другому
лицу, — мог видеть самую душу твою, отражающу-
юся в словах, как бы в зеркале каком»
556
. «В письме
твоем, — замечал он в другом ответе, — вполне вы-
сказывается чистота сердца, из которого вылились
553
Афанасий Александрийский, святитель. О Дионисии, епископе Алек-
сандрийском. Ч. 1. М., 1900. С. 386–387.
554
Исидор Пелусиот, преподобный. Письма... Мартиниану. Творения свя-
тых отцов. Ч. 2. М., 1859. С. 18.
555
Василий Великий, святитель. Письма к Комиту Иовину. Творения свя-
тых Отцов. М., 1870. Т. 10. С. 348.
556
Там же.