Стр. 18 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

18
ным, чтобы мысленно видели мысленное и невиди-
мое. Если не возсияет чувственное солнце, то нельзя
видеть, где гладкие и ровные места, где чистые и
исправные пути: так и, если не возсияет умное наше
Солнце, нельзя видеть зла и правды»
50
.
Преподобный Антоний Великий также говорит,
что ум просвещает другие способности души и внеш-
ний облик человека.
«Если душа действительно умна и добродетель-
на – это обнаруживается во взоре, поступи, голосе,
улыбке, разговорах и общении. В ней все изменилось
и приняло благообразнейший вид»
51
.
Преподобный авва Исаия учит: «По устроению
ума познается состояние души»
52
.
8. От состояния ума зависит счастье или несчастье
человека: «Все счастье или несчастье [человека] за-
ключается в мыслях и расположениях. Если мысли
и расположения мои согласны с истиной Божией и
волей Божией, тогда я покоен, исполнен духовного
света, радости, блаженства; если нет – беспокоен, ис-
полнен душетленного мрака, тягости, уныния»
53
.
9. От состояния ума зависит сохранение человека
цельным и целостным.
Святитель Григорий Палама показывает, как из-за
состояния ума человек может не сохранить целост-
ности и стать несчастным. «Ум по своей природе
простирает желание свое к единому и истинному
50
Симеон Новый Богослов преподобный. Цит. по: Практическая симфо-
ния для проповедников Слова Божия. Сост. прот. Григорием Дьяченко. Киев,
2008. С. 472.
51
Антоний Великий, преподобный. Добротолюбие. Т. 1. М., 1883. С. 67.
52
Авва Исаия, преподобный. Отечник, избранные изречения святых ино-
ков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием Брянчаниновым.
СПб., 1903. С. 192.
53
Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. Т. 1.
М., 2006. С. 328.