Стр. 178 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

178
5. Смирение
«Смирение называют фундаментом в деле совер-
шенствования человека»
544
.
«Смирение — это азбука христианской жизни, на-
чало и основание всех добродетелей, без которого
всякое духовное созидание нарушается и падает»
545
.
«Без добродетели смирения совершенно невозмож-
но нравственное совершенствование человека.
Одним
из факторов
, обусловливающих успешный процесс
совершенствования, является стремление челове-
ка к исправлению своих недостатков и порочных
наклонностей
. Это стремление стать лучше, совер-
шеннее может возникнуть только у того, кто глубоко
осознал свою греховность и духовную нищету. Такая
внутренняя настроенность человека является
стиму-
лом его духовного роста
, ведущим к высотам нрав-
ственной чистоты. Итак, без смирения немыслимо и
само духовное совершенство человека»
546
.
Кроме того, «смирение служит необходимым клю-
чом для правильного понимания истин бытия. Сми-
рение – это способность видеть истину.
Смиренное устроение души проявляется во взаи-
моотношениях человека с окружающими его людьми.
Смиренный видит только свои пороки, сознает себя
хуже других и всегда готов оказать каждому свое
внимание и любовь. И чем больше он смиряется, тем
ревностнее стремится исправить свои недостатки»
547.
Таким образом, «на смирении строится весь про-
цесс духовного роста человека»
548
.
544
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 1995. С. 246.
545
Там же. С. 247.
546
Там же.
547
Там же. С. 249.
548
Там же. С. 247.