Стр. 17 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

17
пим ум,
который должен доставлять свет и прочим
способностям, – то чем смотреть будем?»
46
.
Преподобный Антоний Великий пишет: «Орган
зрения телесного – глаза, а орган зрения душевно-
го – ум. Как тело, не имеющее очей, слепо: не видит
солнца, освещающего всю землю и море, не может на-
слаждаться светом его, – так душа, не имеющая благо-
го ума и доброй жизни, слепа»
47
.
Святитель Феофан Затворник разъясняет: «“Све-
тильник тела есть око” (Лк. 11, 34), а светильник
души – ум. Как при неповрежденности ока телесного
все вокруг нас во внешнем быту нашем видно для нас
и мы знаем, как и куда идти и что делать, так и при
здравом уме видно бывает для нас все во внутреннем
быту нашем, в нашем
отношении к Богу и ближним
и в том, как должно нам держать самих себя»
48
.
«Ум – око души. “Если око твое будет чисто, то все
тело твое будет светло; если же око будет худо, то
все тело будет темно” (Мф. 6, 22-23). Оком называ-
ется здесь ум, а телом весь состав души»
49
.
Человеку необходим духовный свет. Преподобный
Симеон Новый Богослов поясняет: «Чтобы видеть
видимые вещи, необходим чувственный свет, так и
для того, чтобы видеть мысленные вещи, необходим
свет умный. Поэтому есть два светила, которые све-
тят: светило чувственное и видимое – солнце, дающее
свет для очей телесных, чтобы видели чувственное и
видимое, и Светило умное – Солнце правды, Господь
Иисус Христос, подающий свет умным очам душев-
46
Иоанн Златоуст, святитель. Беседа XX на Евангелие от Матфея. М., 1846.
Ч. 1. С. 430.
47
Антоний Великий, преподобный. Добротолюбие. М., 1883. Т. 1. С. 85.
48 Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года по церков-
ным чтениям из слова Божия. М., 1890. С. 396–397.
49 Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года по церков-
ным чтениям из слова Божия. М., 1890. С. 179–180.