Стр. 165 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

165
По учению святых отцов, дар истинного рассужде-
ния «приобретается только истинным смирением, ко-
торого первым доказательством будет — открывать
духовным учителям не только то, что делаем, но и о
чем думаем, ни в чем не доверять своему помыслу, но
во всем следовать наставлениям духовных учителей
и считать хорошим или худым только то, что они
признают таким. Такое действование не только спо-
собствует человеку безопасно пребывать в истинной
рассудительности и на правом пути, но и сохранит
его невредимым от всякого зла»
498
.
«Имеющий дарование рассуждения получил его
через смиренномудрие…»
499
.
«Приобретается же добродетель рассуждения не
иначе, как постоянным обращением с человеком, име-
ющим этот дар. Так, некто спросил великого старца:
“Авва! Как могу я приобрести дар рассуждения?” и
получил такой ответ: “Иди и прилепись к такому че-
ловеку, имеющему рассуждение, от него и научишься
рассуждению”»
500
.
3. Мудрость
Сущность мудрости – «жить с пользой для
других»
501
.
Святитель Василий Великий дает такое опреде-
ление этой добродетели ума: «истинная мудрость —
есть распознание того, что должно делать и чего не
должно»
502
. «Премудрость есть знание вещей боже-
498
Авва Моисей, преподобный. Писания преподобного отца нашего Иоан-
на Кассиана Римлянина. М., 1892. С. 194.
499
Петр Дамаскин, преподобный. Творения. Кн. 2. М., 1874. С. 45.
500
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинский Патерик. М., 1997. С. 349.
501
Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 12. СПб., 1906. С. 116.
502
Там же. С. 174.