Стр. 162 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

162
обольщаться чрезмерным воздержанием, с левой —
увлекаться к нерадению и расслаблению»
488
.
«…
без рассуждения ничто не бывает добрым
,
хотя незнающим кажется и очень добрым, или по-
тому что несвоевременно, или сверх надобности, или
сверх меры вещи, или крепости сил человека, или
знания его, и по многому другому»
489
.
хранит и управляет
всеми добродетелями.
В добродетели рассуждения «состоит премудрость,
в ней разум и смысл, без которых нельзя ни созидать
внутренний наш дом, ни собирать духовное богат-
ство. Она называется крепкою пищею, свойственною
тем, которые навыком приучили чувства к различе-
нию добра и зла. Из этого ясно открывается, что
без
дара рассуждения не может стоять никакая добро-
детель
или пребывать твердою до конца. Ибо она
есть матерь, хранительница и управительница всех
добродетелей»
490
.
Большое внимание добродетели рассуждения уде-
лял в своих трудах педагог-нравоучитель схиархи-
мандрит Иоанн (Маслов).
Отец Иоанн (Маслов) показывает, как
рассужде-
ние одухотворяет мысли человека
. «Рассуждение о
мире видимом, о его сотворении и прекрасном устро-
ении влечет душу человека к познанию Того, Кто все
создал и всем управляет. И каждое из Его творений,
как-то: солнце, луна, звезды, вода, рыбы, звери, дере-
вья, трава, огонь — все это вещает: "Той сотворил нас
служить человеку", а богобоязненный человек в свою
очередь восклицает словами Псалмопевца: "Той сотво-
рил нас, а не мы: мы же людие Его, и овцы пажити
488
Авва Моисей, преподобный. Писания преподобного отца нашего Иоан-
на Кассиана Римлянина. М., 1892. С. 190.
489
Петр Дамаскин, преподобный. Творения. Кн. 2. М., 1874. С. 45.
490
Иоанн Кассиан, преподобный. Духовные собеседования. М., 1892.
С. 191.