Стр. 161 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

161
рождая его, и да
ё
т правильное направление всем ду-
шевным силам (в том числе уму);
«
Внутренне перерождая человека
рассуждение
может обновить его душевные силы и удержать душу
на должном уровне нравственной жизни, не допуская
в нее злого уныния, могущего расстроить и ослабить
е
ё
силы [в том числе ум] <…> Рассуждение о смерти
да
ё
т правильное направление всем душевным силам
человека, доводя до его сознания, что вс
ё
в этом мире
тленно и исчезает, как сновидение, <…> способству-
ет постоянному духовному обновлению человека и
продвижению его впер
ё
д по лествице добродетельной
жизни»
484
.
расстраивает все козни
, направленные против
человека;
«Рассуждением человек расстраивает и уничтожа-
ет все направленные против него козни врага, верно
различая, что хорошо и что плохо»
485
.
«…наиболее нужно человеку видеть тайные хи-
трости врага и охранять свою душу при содействии
благодати»
486
.
отстраняет всякое зло
; «рассматривая все мыс-
ли, дела человека, рассуждение отлучает и отстра-
няет всякое зло и Богу неугодное дело, и удаляет от
человека всякое обольщение»
487
;
— избавляет от крайностей, да
ё
т чувство меры;
Авва Моисей говорил, что рассуждение «научает
человека идти царским путем, удаляясь крайностей
с обеих сторон: с правой стороны не попускает ему
484
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 1995. С. 301.
485
Антоний Великий, преподобный. Добротолюбие. Т. 1. М., 1895. С. 122–
123.
486
Пётр Дамаскин, преподобный. Творения. Кн. 2. М., 1874. С. 45.
487
Иоанн Кассиан, преподобный. Духовные собеседования. М., 1892.
С. 190.