Стр. 160 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

160
Из этого определения видно, что научить рассуж-
дению невозможно без знания нравственных норм —
Заповедей Божиих. Для этого требуется постоянная,
длительная работа с учеником в этом направлении.
Святые отцы писали, что «рассуждение есть как
бы переваривание духовной пищи, обращение ее "в
сок и кровь духовную"»
479
.
По мысли преподобного Петра Дамаскина: «Рас-
суждение знает время, потребность, устроение чело-
века, свойство его, силу, ведение вопрошающего, про-
изволение его, намерение Божие, смысл каждого из-
речения Божественного писания и многое другое»
480
.
«…рассуждение…есть свет, и рождающееся от него
прозрение есть самое нужное из всех дарований»
481
.
Значение рассуждения
по учению святых отцов
проявляется в следующем.
Рассуждение:
— указывает человеку, как жить, различает добро
и зло;
«Человек <…> не может жить без рассуждения.
В душе его обязательно происходит
оценка всех его
поступков
и действий и выносится решение,
что есть
добро и что есть зло
, от чего следует удаляться, а к
чему стремиться. Именно такие рассуждения отрез-
вляют душу и помогают оставить греховный путь»
482
.
«Рассуждением человек разбирает свои желания,
слова и дела и отступает от всех тех, которые удаля-
ют его от Бога»
483
.
совершенствует человека, внутренне
пере-
479
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 1995. С. 296.
480
Петр Дамаскин, преподобный. Творения. Кн. 2. М., 1874. С. 62.
481
Там же.
482
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 1995. С. 299.
483
Антоний Великий, преподобный. Добротолюбие. Т. 1. М., 2004. С. 64.