Стр. 16 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

16
ружили два смысла, обозначаемых словом истина.
Один – постижение того, что ведет к блаженной жиз-
ни, другой – верное знание относительно чего бы то
ни было из явлений внешнего мира»
40
.
6.
«Ум осуществляет добровольный выбор»
41
того, что мыслить, чувствовать и делать.
«Например, двигаться или не двигаться, желать
того, что необходимо, или не желать, говорить не-
правду или не лгать, давать или не давать, радоваться
тому, чему следует, или не радоваться, заниматься ка-
кой-либо наукой или искусством или не заниматься»
42
.
Таким образом, ум есть «распознание того, что
должно делать и чего не должно»
43
. Умная душа зна-
ет,
что
делать,
когда
делать и
как
делать.
«И чувства в теле настроены, как лира: когда
управляет ими сведущий ум, тогда душа рассуждает
и знает, что делать и как поступать»
44
. Умный не тот,
«кто много говорит, но тот, кто знает время,
когда
должно говорить»
45
.
7. Ум – светильник души, просвещает другие ее
силы.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит
глаз для тела, то же самое и ум для души. Если осле-
40
Василий Великий, святитель. Беседа на седьмой псалом. Цит. по Святи-
тель Гигорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., 1995.
С. 11.
41
Никита Стифат, преподобный. Творения. СПб., 2011. С. 44.
42
Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры.
М., 2011. С. 187.
43
Василий Великий, святитель. Творения иже во святых отца нашего Ва-
силия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 4. ТСЛ, 1901. С.
174.
44
Афанасий Великий, святитель. Творения иже во святых отца нашего
Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 1. ТСЛ, 1908. С. 167.
45
Преподобного и богоносного отца нашего аввы Исаии, отшельника еги-
петского, духовно-нравственные слова. Сергиев Посад, 1911. С. 217.