Стр. 158 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

158
от других, согласитесь с ним, обыкновенно говори-
те: “Теперь понимаю, толковать больше нечего, дело
решенное”. Это решение дает покой Вашей мысли-
тельности относительно занимавшего Вас предмета.
Тогда рассудок Ваш обращается к другим предметам,
а сложившаяся мысль сдается в архив душевный —
память, откуда по требованию нужды берется как
пособие к решению других вопросов, как средство
к слаганию других мыслей. Совокупность всех сло-
жившихся таким образом понятий составляет
образ
Ваших мыслей
, который Вы и обнаруживаете при
всяком случае в речах своих. Это есть область Ваше-
го знания, добытого Вами трудом мысленным. Чем
больше у Вас решено вопросов, тем больше опреде-
ленных мыслей или понятий о вещах; чем больше
таких понятий, тем шире круг Вашего знания»
471
.
Как видим, главное, в этом процессе, чтобы образ
мыслей формировался на основе истинных понятий,
тогда и образ мыслей будет правильный (см. пара-
граф 4. 2.).
«Истинная мысль есть источник всех благ, мысль
ложная есть источник ошибочной деятельности и тех
плодов, которые непременно должны родиться от
нее»
472
.
2. Рассуждение
Педагогам и воспитателям необходимо с малых
лет учить детей рассуждению.
Преподобный Исаак Сирин так определял эту до-
бродетель: «Честь разумной природы —
рассужде-
ние, различающее добро от зла
»
473
.
471
Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее на-
строиться? М., 2009. С. 22.
472
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Т. 2. Право-
славное святоотеческое общество. 2001. С. 178.
473
Исаак Сирин, преподобный. Творения. Слова подвижнические. Сергиев
Посад, 1893. С. 393.