Стр. 157 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

157
— удерживает свой язык (Притч. 10, 19);
— обуздывает свой гнев (Притч. 19, 11);
— спокойно выслушивает выговоры (Притч. 17, 10);
— не бывает тщеславным (Притч. 12, 33);
— охраняется им во всех жизненных обстоятель-
ствах (Притч. 2, 11).
«Основа благоразумия — правильный образ
мыслей»
470
.
Святитель Феофан Затворник разъясняет, как
формируется образ мыслей:
«Припомните, как Ваш меньшой брат, увидев ка-
кую-либо новую вещь, тотчас обращался к Вам или
другим с вопросами: «А что это? А кто это сделал?
А из чего это?» — и не успокаивался, пока не решат
ему всех этих вопросов и не удовлетворят его. Мыс-
лительность души начинается именно с порождением
сих вопросов и рождает мысли в ответ на них или
принимает готовые уже об этом мысли от других.
…Способность души, из которой исходят такие во-
просы и которою доискиваются и порождаются мыс-
ли в ответ на них, называется рассудком, которого
дело рассуждать, обдумывать и находить требуемые
решения. Понаблюдайте за собою — и найдете, что
ничего у Вас не делается без обдумывания и сообра-
жения. Всякую малость приходится обсуждать. Как
бы мгновенно это ни делалось, повсюду входит сооб-
ражение и идет по означенным прежде вопросам.
Когда Вы обдумываете, то тут нет еще определен-
ной мысли. Мысль определенная установляется, ког-
да найдете решение какого-либо из вопросов. Рас-
судок Ваш все роется, ища, что такое есть какая-ли-
бо вещь, откуда она и для чего она и прочее. Когда
же найдете сами такое решение или, выслушав его
470
Феодорит, блаженный. Творения. Ч. 5. Сл. 6. М., 1867. С. 259.