Стр. 156 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

156
кормило»
465
, — пишет святитель Григорий Богослов.
3. Благоразумие при всех обстоятельствах жизни
приносит человеку пользу
«Неразумные и негодные не получают пользы
даже и от добра; благоразумные же и бдительные
получают величайшую пользу и от того, чем соблаз-
няются другие»
466
.
4. Благоразумие — «руководящее начало деятель-
ности человека»
467
.
В педагогической практике очень важно уделять
внимание воспитанию благоразумия. Благоразумие
должно быть предметом стремления молодых людей
(Притч. 3, 21).
Старец Глинской пустыни преподобный Илиодор
(Голованицкий) советовал: «Надобно все начинать
с благоразумием»
468
. А святитель Василий Великий
считал, что «всеми поступками должно руководить
благоразумие. Ибо без благоразумия и все то, что
по-видимому прекрасно, от неблаговременности и не-
соблюдения меры обращается в порок. А когда разум
и благоразумие определяют время и меру благ, тогда
от употребления их получают удивительную <поль-
зу> выгоду и дающие, и приемлющие сии блага»
469
.
Кто имеет благоразумие, тот:
— приобретает знание (Притч. 18, 15) и прему-
дрость (Притч. 1, 5);
— действует с пониманием (Притч. 13, 16);
— предусматривает и избегает зла (Притч. 22, 3);
465
Творения иже во святых отца нашего Григорий Богослова, архиепископа
Константинопольского. Ч. 5. М., 1847. С. 208.
466
Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 3 СПб., 1897. С. 550.
467
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 1995. С. 227.
468
Илиодор (Голованицкий), преподобный. Письма Глинских старцев. М.,
2006. С. 21.
469
Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 1. ТСЛ, 1901. С. 354.