Стр. 154 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

154
Формирование добродетелей ума ученика для со-
временного педагога и воспитателя очень важно, так
как правильное развитие этих добродетелей опре-
деляет успешность выбора истинной цели жизни и
средств для ее осуществления.
«Добродетели ума,
или
мыслящей части души —
это благоразумие, рассудительность и мудрость»
459
.
1. Благоразумие
Блаженный Феодорит говорит: «Благоразумие
есть бодрствование разумной в нас силы, наоборот
неразумие и безумие есть опьянение этой силы …
Когда разумная сила приобрела здравый и
правиль-
ный образ мыслей
, тогда страсти ослабевают, отпа-
дают, рассеиваются и ум всем управляет»
460
.
Святитель Василий Великий пишет: «В общем упо-
треблении называются благоразумными те, которые
во всех делах
различают полезное и вредное
»
461
.
Святой Марк Подвижник дает следующее опреде-
ление этой добродетели ума: «Иные называют бла-
горазумными тех, которые умеют разумно распоря-
459
Феодор Эдесский, преподобный. Сто весьма душеполезных глав. Гл. 24.
Христианские чтения. М., 1825. XVII. С. 134.
460
Феодорит, блаженный. Творения. Ч. 5. Сл. 6. М., 1867. С. 259.
461
Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 1. ТСЛ, 1900. С. 311.
Благоразумие
Рассудительность
Добродетели ума
Мудрость