Стр. 152 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

152
ния чувствами, <…>
упорядочивает душу
. Он не
позволяет дурным помыслам проникнуть в глубину
души. Туда входят лишь добрые помыслы, питаю-
щие и животворящие человека. Тогда все мысли и
дела, чьим повелителем является ум, чисты. Ум ви-
дит все лукавые ухищрения. «Когда ум освободится
от попечения о телесном, то соразмерно с тем видит
он ухищрения врагов»
452
.
3. Умение владеть своими чувствами — хранить
меру в скорби и радости
«Ум, обуздавший свои страсти, не унывает, когда
приходят скорби, и воздерживается в радостях, так
что никогда не нарушает меры
453
.
4. Влечение к подлинному знанию
Как утверждает преподобный Максим Исповед-
ник, существует некое влечение ума к знанию. «Чи-
стый ум естественно влеч
ё
тся к истинному знанию».
«Чистый ум пребывает или в простых помышлениях
о вещах человеческих, или в естественном рассмо-
трении видимого, или в созерцании невидимого»
454
,
«ум, обнаженный от страстей, вводится в истинное
познание вещей и явлений»
455
.
5. Свободу (освобождение от плена)
Другой плод исцеления ума — это свобода. Пре-
жде ум был пленником греха, теперь же освобожда-
ется и «может мыслить независимо от воздействия
пороков»
456
.
6. Оживление ума
Избавившись от страстей, способствующих его
452
Марк Подвижник, преподобный. Добротолюбие. Т. 1. М., 1900. С. 534.
453
Нил Подвижник, преподобный. Добротолюбие. Т. 2. М., 1900. С. 221–
222.
454
Там же. С. 17.
455
Фалассий, преподобный. Добротолюбие. Т. 3. М., 1900. С. 315.
456
Илия, пресвитер, святитель. Добротолюбие. Т. 2. М., 1900. С. 10.