Стр. 15 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

15
4. Ум – основное богатство человека, поскольку
только ум может различить добро и зло
.
Ум – преграда злу. «Бог положил преграду злу
в людях тем, что даровал им ум, различение добра,
чтобы, познавая зло, и что оно вредит нам,
мы убе-
гали
его»
34
.
Святитель Григорий Палама пишет:
«Прежде всего,
наше имение и богатство – это врожденный наш ум.
До тех пор, пока мы держимся спасительного пути, мы
имеем его сосредоточенным в отношении самого себя
и в отношении Первого и Высочайшего Ума – Бога;
когда же откроем двери страстям, тогда немедленно он
расточается, блуждая вокруг плотских и земных ве-
щей, вокруг многовидных услаждений и связанных с
ними страстных помыслов»
35
. Святитель объясняет, что
такое здравый смысл и указывает на условие, позволя-
ющее уму различать добро и зло. «Богатство ума – это
здравый смысл, который до тех пор пребывает в нем
и проводит различие между добром и злом, доколе он
сам пребывает в заповедях и единении с Богом»
36
.
5.
Ум различает истину и ложь.
«Ум есть способ-
ность находить истину и жить сообразно с ней»
37
. Ум
есть сила, которая «указывает человеку истину»
38
.
По определению святителя Григория Нисского:
«Истинаестьнесомненноепонятиеосуществующем»
39
.
Святитель Василий Великий уточняет: «Мы обна-
34
Антоний Великий, преподобный. Наставления о доброй нравственности
и святой жизни. Добротолюбие. Т. 1. М., 1883. С. 54.
35
Григорий Палама, святитель. Беседы (омилии) святителя Григория Па-
ламы. Т. 1. М., 1994. С. 36.
36
Там же.
37
Евсевий (Орлинский), архиепископ. О воспитании детей в духе христи-
анского благочестия. СПб., 1877. С. 141.
38 Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения.
М., 2010. С. 397.
39 Григорий Нисский, святитель. Творения святого Григория Нисского. Ч.
1. М., 1861. С. 266.