Стр. 148 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

148
«Благочестивое размышление оказывает самое
благотворное влияние на душу человека; этим раз-
мышлением просвещается ум»
437
.
«Рассуждение о смерти дает правильное направле-
ние уму и всем душевным силам человека, доводя до
его сознания, что все в этом мире тленно и исчезает,
как сновидение, и что человек, живя в мире земном,
есть путник и странник и от рождения вплоть до кон-
ца своих дней несет тяжелую ношу своего жизненно-
го креста»
438
.
10. Хранить ум от любопытства
«Как необходимо блюсти ум от неведения, так равно
необходимо блюсти его и от противоположного неве-
дению многоведения и любопытства. Ибо, коль скоро
наполним мы его множеством ведений, представлений
и помыслов не исключая и суетных, непотребных и
вредных, то сделаем его бессильным; и он не возмо-
жет уже добре уразумевать, что пригодно к истинному
самоисправлению нашему и совершенству»
439
.
11. Иметь страх Божий и стыд
«Ум под бременем страха Божия и стыда с трудом
совращается тем, что приводит его в колебание. В ка-
кой мере оскудевает в уме страх, в такой же начинает
преобладать в нем превратность и изменчивость»
440
.
«Как скорости колебания весов в ветреную погоду
препятствует тяжесть взвешиваемого, так колебанию
ума препятствует стыд и страх»
441
.
437
Там же. С. 228.
438
Там же.
439
Никодим Святогорец. Невидимая брань. М., 1892. С. 33.
440
Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Сл. 1. ТСЛ, 1911.
С. 13.
441
Там же. С. 12–13.