Стр. 147 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

147
9. Иметь удерживающую мысль в уме
Очень важно иметь в уме мысль, удерживающую
от нарушения нравственного закона.
«Ум наш есть нечто легкодвижимое и злобивое,
легко отдающееся мечтам и неудержимо падкое на
помыслы, греховные, если не имеет в себе такого по-
мысла, который, как правитель над страстями, удер-
живал бы его непрестанно и обуздывал»
432
.
Что же это за помысл? Святитель Игнатий (Брян-
чанинов) учит: «У кого пред очами вечность и смерть
— неизбежный удел каждого человека»
433
— тот, бу-
дет стремиться жить нравственно. «Вс
ё
, и сладкое, и
горькое оста
ё
тся в прошлом. Одно вечное не подле-
жит времени переменам и должно быть признано до-
стойно всецелого внимания: то, что оста
ё
тся навсегда.
Враг спасения старается развлекать наши взоры, что-
бы из взоров ускользнула вечность, если она усколь-
знула, — человек бь
ё
тся и мучается в сетях врага.
“Помни последняя твоя и во век не согрешишь”
»
434
.
По мысли святителя Тихона Задонского, «память
смертная благотворно и спасительно действует на
душу человека. Она укрощает гнев, угашает пламень
нечистых похотей, удерживает руки от грабления,
язык от сквернословия, клеветы и осуждения. Эта
добродетель отводит от суеты мира сего и подвигает
к усердной молитве, слезам и покаянию, обращает
душевные очи к будущей жизни»
435
.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) писал, что
«мысль о вечности подобно горящей свече, указывает
человеку к чему стремиться и от чего уклоняться»
436
.
432
Исихий, преподобный. Добротолюбие. Т. 1. М., 1883. С. 108.
433
Игнатий Брянчанинов, святитель. Собрание писем. М., 2009. С. 238.
434
Игнатий Брянчанинов, святитель. Собрание писем. М., 2009. С. 238.
435
Там же. С. 303.
436
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 1995. С. 220.