Стр. 146 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

146
нию своего ума. «Заметив злой помысл, следует вос-
противиться ему. Поскольку входящие помыслы бе-
рут начало от страстей, началом хранения ума явля-
ется воздержанность во всем, отвержение и отсечение
всяких помыслов, а также сердечное безмолвие»
425
.
«Должно стараться удалять из самого ума пороч-
ные пожелания и всякую постыдную мысль»
426
.
«Ум не перестает порождать помыслы, но ты ху-
дые изгоняй, а добрые возделывай»
427
.
7. Ум должен трудиться. Лучший труд для ума
человека — это соблюдение нравственных норм
Нарушение заповедей приводит к порокам ума,
и наоборот их соблюдение приводит к оживлению
ума
428
. Без старания избавиться от страстей и приоб-
рести добродетели — образование ума невозможно
429
.
8. Замечать доброе в других и не замечать по-
роков
«Не желай слышать о чужих злых делах, ибо
при таком желании изображаются и в нас черты сих
дел»
430
.
«Как добрый виноградарь вкушает только зрелые
ягоды, а кислые оставляет: так и благоразумный и
рассудительный ум тщательно замечает добродетели,
какие в ком-либо узрит; безумный же человек оты-
скивает пороки и недостатки»
431
.
425
Филофей Синайский. Добротолюбие. Т. 3. М., 1900. С. 194.
426
Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 3. СПб, 1897. С. 284–283.
427
Нил Синайский. Добротолюбие. Т. 2. М., 1884. С. 273.
428
Нил Синайский. Добротолюбие. Т. 2. М., 1884. С. 273.
429
Паисий Святогорец. Слова. Т. 5. Как избавиться от страстей. Гл. 1. Борь-
ба со страстями.
430
Марк Подвижник, преподобный. Нравственно подвижнические слова.
Сл. 1. Сергиев Посад, 1911. С. 22.
431
Иоанн Синайский, преподобный. Лествица. Сл. 10. П. 16. Сергиев По-
сад, 1908. С. 34.