Стр. 136 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

136
— избавлять от неведения «постоянным рассма-
триванием вещей и углублением в познание их, чтоб
ясно видеть, какие из них хороши и какие худы»
398
.
Чтобы исправить ум, его надо упражнять.
«Ум надо упражнять, чтобы:
— мог хорошо различать, что требуется для нас,
— очистить душу от страстей и украсить ее
добродетелями»
399
.
Главная же цель упражнений для ума и его стремле-
ний — н
аучиться различать добро и зло
как во вне,
так и во внутренних проявлениях сил своей души.
Святые отцы предлагают некоторые общие духов-
но-нравственные средства исправления и совершен-
ствования ума.
Преподобный авва Исаия пишет, что исправить ум
можно при помощи трех добродетелей. «Три добро-
детели доставляют непрестанный свет уму: незнание
лукавства ни в каком человеке, перенесение всего слу-
чающегося без смущения, благотворение врагам»
400
.
Приведем некоторые примеры, характеризующие
вышесказанное.
398
Никодим Святогорец. Невидимая брань. М., 1892. С. 30.
399
Там же.
400
Исаия, отшельник. Духовно-нравственные слова. Сергиев Посад, 1911.
С. 209.
перенесением обид и всего
случающегося без смущения
невидением плохого
в людях, неосуждением
Исправить ум можно
благотворением врагам