Стр. 135 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

135
статка движения и т. п. Слабость и болезненность тела,
чрезмерная раздражительность нервов, пресыщение
желудка, недостаток движения, нечистота и т.п. вы-
зывают значительное ослабление душевных сил;
2. от господствующего состояния духа. Веселость,
спокойствие и надежда во вс
ё
м на Бога благоприят-
ствуют умственной деятельности; напротив, печаль,
страх, беспокойство, уныние, безнад
ё
жность осла-
бляют умственную деятельность. Особенно вредно,
если какая-нибудь наклонность обращается в господ-
ствующую страсть. Это ведет к стеснению деятельно-
сти духа и оставлению всего прочего, за исключени-
ем одного предмета страсти. Поэтому, когда ученик
предается любви к другому полу, страсти к какой-
нибудь игре или иной беспорядочной наклонности,
тогда от этого терпит вред не только его невинность,
но и успех в учении»
395
.
4. 6. Искоренение недостатков
и совершенствование ума
Совершенствование ума, избавление его от недо-
статков очень важно, так как следствием исправле-
ния, образования ума будет исцеление всей нашей
души. «Когда ум чист, тогда в душе светло; когда же
ум лукав, тогда в душе темно»
396
.
Ум надо исправлять, чтобы:
— знать, как поступать. «Когда управляет сведу-
щий ум, тогда душа рассуждает и знает, что делать и
как поступить»
397
.
395
Евсевий (Орлинский), архиепископ. О воспитании детей в духе христи-
анского благочестия. СПб., 1877. С 115–116.
396
Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года по церков-
ным чтениям из слова Божия. М., 1890. С. 179.
397
Афанасий Великий, святитель. Творения. Ч. 1. ТСЛ, 1902. С. 167.