Стр. 134 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

134
ния, — и он тотчас опять низвлекается [опускаться]
к чувственным красотам, яснее ему представляющим-
ся; ибо он по необходимости устремляется к тому,
что является пред ним добром, истинным ли, или не
истинным. Кроме же всего этого еще и
четвертое
— нападение бесчеловечных нечистых
духов. И сказать нельзя, сколько и каких сетей для
уловления душ расставляют они, увы! — всюду… в
чувствах, в слове, в уме, во всем, можно сказать, су-
щем, — которых никак не избегла бы ни одна душа,
если бы Восприявший на рамо свое заблуждение
овча — тех, которые на Него очи свои устремляют,
безмерным попечением Своим не делал высшими
их»
393
.
Некоторые причины повреждения
умственных способностей
Давно «было замечено, какой вред наносят ум-
ственным способностям чрезмерное напряжение,
односторонность образования, безнравственные при-
меры и особенно ранние грехи нецеломудрия. Вос-
питанника нужно предохранять от этих зол не толь-
ко наставлениями, но и более действенными мерами.
Страх Божий и происходящая от него чистота нрав-
ственности суть главные основания истинного духов-
но-нравственного образования;
в лукавую душу не
войдет премудрость и не будет обитать в теле,
порабощенном греху
(Прем. 1, 4)»
394
.
Архиепископ Евсевий (Орлинский) выделяет сле-
дующие причины, от которых ослабевают умствен-
ные способности:
1. «от вредного влияния со стороны тела, а поэтому
от нездоровой пищи, испорченного воздуха, от недо-
393
Феодор Студит, преподобный. Добротолюбие. Т. 3. М., 1900. С. 350–351.
394
Евсевий (Орлинский), архиепископ. О воспитании детей в духе христи-
анского благочестия. СПб., 1877. С. 168.