Стр. 133 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

133
ках своих, и что если попусту потратишь его, придет
час, когда взыщешь его и не обретешь. Почитай по-
терянным тот день, в который, хотя и делал добрые
дела, но не преодолевал своих худых склонностей и
пожеланий»
392
.
* * *
Причины, препятствующие совершенствованию
умственных способностей
Итак, перечислены основные недостатки ума. Не-
обходимо от них избавляться, образовывать, совер-
шенствовать ум. Этому будет посвящен следующий
параграф.
Но существуют и
препятствия, мешающие совер-
шенствованию ума
. Основные из них следующие.
По мысли преподобного Феодора Студита «…есть
четыре вещи, противодействующие уму в стяжании
добродетели:
первое
— предрасположение к противным ей на-
выкам, которое в силу долговременного навыка вле-
чет склониться на земное;
второе
— действие чувства, которое, увлекаясь
чувственными красотами, вместе с собою увлекает и
ум;
третье
— ослабление энергии ума, которому под-
вергается он по причине соплетения своего с телом.
Ибо не в таком отношении состоят зрение к зримому,
и вообще чувство к чувственному, как ум к мыслен-
ному. Говорю об уме души, еще сущей в теле. Но
как, когда зрение заволокло – оно не ясно, не точно
… отображает в себе формы видимых им вещей; так и
ум наш, хотя сознает мысленное, однако же не может
действенно зреть мысленных красот; а вместе с тем
и вожделевать [желать] из того ничего он не может,
так как мера расположения бывает по мере позна-
392
Никодим Святогорец. Невидимая брань. М., 1892. С. 81.