Стр. 132 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

132
О том же говорит и святитель Василий Великий:
«Всякий предлог к бездействию есть предлог ко гре-
ху … а леность [ума], сопряженная с лукавством,
подвергает ленивого осуждению»
389
.
Святитель Тихон Задонский называл леность ума
смертоносным грехом для души, так как он счи-
тал, что это – «холодность и нерадение о душевном
спасении»
390
.
Откуда возникает леность ума? «Человеку прису-
ще внутреннее стремление приводить в деятельность
свои умственные силы, но это естественное влечение
без внешнего возбуждения у многих бывает слишком
слабо для того, чтобы производить нужное действие.
Отсюда происходит та столь обыкновенная дремота
духа, во время которой человек, подобно бездушно-
му истукану, имеет очи, но не видит, и уши, но не
слышит.Поэтому воспитатель должен стараться про-
буждать дремлющие способности, занимать их при
каждом случае и эту деятельность обращать воспи-
таннику в привычку и потребность.
Для этой цели учителя и воспитатели должны не
только доставлять духовную и нравственную пищу
уму своего воспитанника, но как можно чаще ста-
вить его в необходимость применять свои умственные
силы»
391
.
Святые отцы советуют: «Все часы жизни прово-
ди так, чтобы это было благоугодно Богу, содержи
в мысли, что после настоящего часа не будет тебе
дано другого и что за каждую минуту сего часа ты
должен будешь дать самый подробный отчет. Помни,
что цены нет тому времени, которое ты имеешь в ру-
389
Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. ТСЛ, 1901. С. 211.
390
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 1995. С. 307.
391
Евсевий (Орлинский), архиепископ. О воспитании детей в духе христи-
анского благочестия. СПб., 1877. С. 118.