Стр. 13 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

13
1. Без деятельности ума невозможна никакая созида-
тельная работа человека. «Ум – начало всякого дела»
22
.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский разъяс-
няет: «Если за какое-то дело возьмется человек неум-
ный, то <…> не в силах будучи сметливостью своего
ума исполнить дело, видя, что вещь не служит для
него так, как он желал бы, часто сердится, выходит
из себя, бросает, иногда ломает эту вещь. Случает-
ся, что одно у него падает, это цепляется, то рвется,
эта вещь не двигается так, как бы ему хотелось, эта
не приходится к известному месту – все как будто
вооружается против него, и он готов едва не пла-
кать от досады. Но возьмись же за все это мастер
этого дела, и все пойдет своим порядком. Отчего?
Оттого, что с умом, с рассуждением и сметливостью,
с душой взялся человек за дело. К чему приводит
меня это наблюдение над обыкновенным житейским
обращением нашим с вещами? К каким мыслям? Я
вижу,
что везде над веществом царствует ум <…>
и без ума ничто само собой сделаться не может,
положим хоть правильное движение;
равно никакая
вещь сама собой приспособляться к известной цели
не может, как и достигать известной цели, ибо цель
достигается посредством известных, определенных
законов, а законы исходят от ума»
23
.
«Как тело без души мертво, так д
уша без ума без-
действенна
(бесплодна)»
24
.
2. Ум – вождь человека.
«Господь повелел хранить ум, потому что он –
вождь человека
. Если ум собьется с пути истинного,
– в
ся жизнь человека делается заблуждением
»
25
.
22
Никита Стифат, преподобный. Творения. Сергиев Посад, 2011. С. 43.
23
Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского.
М., 2007. С. 696-697.
24
Антоний Великий, преподобный. Добротолюбие. Т. 1. М., 1895. С. 87.
25
Игнатий Брянчанинов, святитель. Сочинения епископа Игнатия Брян-
чанинова. Приношение современному монашеству. Т. 5. СПб., 1905. С. 481.