Стр. 123 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

123
10. Ум расслаблен и несосредоточен
О расслаблении нашего ума и о вредном влиянии
такого состояния ума на все силы души нашей пишет
святитель Григорий Палама: «До тех пор, пока мы
держимся спасительного пути, мы имеем ум сосре-
доточенным в отношении самого себя и в отношении
Первого и Высочайшего Ума — Бога; когда же от-
кроем двери страстям, тогда немедленно он расто-
чается, блуждая вокруг плотских и земных вещей,
вокруг многовидных услаждений и связанных с ними
страстных помыслов. Его богатство — это здравый
смысл, который до тех пор пребывает с ним и при-
водит различие между добром и злом, доколе он сам
пребывает в заповедях и единении с Богом, повинуясь
Высочайшему Отцу. Если же он сбросит узду, тогда
он расточается на блуд и безрассудство, расточает-
ся по частям на то и другое зло. Это же, посмотри,
относится и ко всякой нашей добродетели и силе,
являющимися воистину нашим богатством, которое,
если под действием многовидного зла поддается ему,
— расточается. Ибо ум по своей природе простирает
желание свое к единому и истинному Богу, единому
благому, единому желанному, единому дающему на-
слаждение, не смешенное ни с какой печалью.
Когда
же ум расслабеет, тогда душевная сила истинной
любви отклоняется от этого истинного достойного
предмета стремлений и расточается на всевозмож-
ные стремления услаждения;
то расточается на во-
жделение необходимых яств, то на вожделение не-
скромных тел, то на вожделение неполезных вещей,
а иногда на вожделение тщетной и неславной славы.
И таким образом несчастный человек разменивается
на мелочь и, связанный мыслями о подобного рода
вещах, и самое солнце, и воздух — общее богатство