Стр. 12 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

12
«
Мышление
, – по мысли святителя Григория Нис-
ского, –
есть способность открывать неизвестное
,
[отыскивая дальнейшее при помощи ближайших вы-
водов из первого знания о том, что составляет пред-
мет занятий]»
16
.
Преподобный Никита Стифат выделяет также спо-
собность ума
понимать
17
.
«Хотя ум – одна сила души, но святые отцы на-
зывают его умом теоретическим (созерцательным,
νουν
), «когда он рассматривает и постигает какую-
либо вещь или явление»
18
, и умом практическим
(деятельным,
λόγός
), когда «ум устанавливает пра-
вильный смысл и того, что видит, и того, что нужно
делать»
19
. «Из действий созерцательной и деятельной
способностей ума составляется истинное понимание
[ведение] вещей Божественных и человеческих»
20
.
Все эти характеристики свидетельствуют об огром-
ном значении ума в жизни человека. Никому не хо-
чется быть глупым. «Люди охотнее переносят упре-
ки в слабости, недостатке нравственности, чем в
глупости»
21
.
Выделим лишь некоторые ключевые моменты свя-
тоотеческого учения (которые важно учитывать педа-
гогу в своей деятельности), раскрывающие
значение
ума и его правильного
образования
.
16
Энциклопедия православной веры от А до Я в изречениях святых отцов.
Клин, 2004. С. 350.
17
Никита Стифат, преподобный. Творения. Сергиев Посад, 2011. С. 39.
18
Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры.
М., 2011. С. 189.
19
Евсевий (Орлинский), архиепископ. О воспитании детей в духе христи-
анского благочестия. СПб., 1877. С. 139.
20
Максим Исповедник, преподобный. Тайноводство. Гл. V. СПб., 1855.
С. 308.
21
Евсевий (Орлинский), архиепископ. О воспитании детей в духе христи-
анского благочестия. СПб, 1877. С. 167.