Стр. 118 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

118
но может сделать что-то незаконное, не узнав (хотя
и стремился узнать) всех обязанностей. «Такое не-
ведение человеку в полную вину не вменяется»
355
.
Но бывает, что ум «не хочет узнавать об обязанно-
стях по своей не любви или постоянному нехотению
добродетелей. Такой два раза грешит: и в том, что
знает и не узнает, и в тех делах, которые делает по
незнанию.
В нехотении знать долг лежит тайное
хотение противного
. <…> Самое тяжкое неведение
ума – когда ум не знает не только по нерадению и
беспечности, но и по отвращению или презрению»
356
.
Святитель Тихон Задонский относит неведение к
тем грехам, которые «способны обнажить душу че-
ловека и лишить ее общения с Богом»
357
.
Преподобный Никодим Святогорец пишет, что
«ум надлежит избавить и хранить от неведения,
столь ему враждебного, так как оно омрачая его, не
дает ему ведать истину, собственный его предмет и
цель стремлений его»
358
.
С раннего детства детям необходимо рас-
сказывать о свойствах Божиих, чтобы про-
светить их ум и избавить от неведения. Так
делает бабушка в рассказе В. И. Даля «Зерно
на добрую почву». Когда внук Миша по не-
знанию полагал, что Господь в темноте не
видит совершаемые человеком грехи, бабушка
дала необходимые разъяснения:
«Миша, взглянув на Сашу, посторонился
немного, давая ей место, потом, надумав-
355
Там же
356
Там же
357
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 2009. С 306.
358
Никодим Святогорец. Невидимая брань. М., 1892. С. 30.